МОДУЛЬ - Ремонт сотовых, компьютерной и бытовой техники г.Киров >> Статьи: «Прошивка»

Ремонт сотовых телефонов
компьютерной техники
аудио-видеоаппаратуры
бытовых приборов

г.Киров, ул.Московская, д.29В, оф.3, т.:77-05-39

  ГЛАВНАЯ   КАРТА   СТАТЬИ   СВЯЗАТЬСЯ
«Прошивка»

И какие только «целебные» свойства не приписываются магическому процессу, именуемому «прошивка» (либо «перепрошивка»)… Устранение любых неисправностей, возникших по любым причинам, «улучшение функций», увеличение памяти и/или громкости звучания, появление (откуда???) дополнительных функций….

Термин «прошивка» возник задолго до массового распространения мобильных телефонов, и даже до появления их в привычном нам виде, по некоторым данным, во времена первых цифровых устройств с электронной программируемой памятью (ПЗУ – программируемое запоминающее устройство). Прошивкой (на русскоязычном техническом жаргоне) называется:
  1. содержимое ПЗУ;
  2. файл на каком-либо носителе, в той или иной форме отображающий содержимое ПЗУ, и предназначенный для программирования ПЗУ;
  3. процесс программирования ПЗУ.
ПЗУ представляет собой в общем случае некоторый объем памяти, который в простейшем варианте можно разделить на две основные части:
  1. область кода, в которой содержится микрокод, или микропрограмма, т.е. определённая последовательность команд и условий, описывающая алгоритм работы телефона);
  2. область данных, в которой содержатся индивидуальные аппаратные настройки конкретного устройства (калибровки), серийный номер (например, IMEI - International Mobile Equipment Identity, Международный идентификатор мобильного оборудования), информацию об ограничениях работы аппарата (например, операторские блокировки или защитные коды), а также пользовательские настройки и данные (номера телефонов, короткие сообщения и т.д.)
Теперь более подробно о том и другом.
Телефон это микропроцессорное устройство с набором периферии. То есть, процессор, работая по определенной программе, обрабатывает входящую информацию (сигналы сети, состояние батареи, команды пользователя и т.д.) и соответствующим образом реагирует, посылая сигналы управления и индикации (звуки, изображение, управление работы с сетью, заряда батареи и т.д.).
Ошибки в программе, допущенные разработчиком, могут быть причиной сбоев в работе аппарата при определенных условиях (например, выполнение пользователем какой-то последовательности действий), либо, в некоторых случаях, со временем привести к полной неработоспособности. Обычно, при выявлении подобных проблем, производитель выпускает обновлённые версии программного обеспечения (далее – «ПО») с исправленными ошибками уже после появления модели на рынке. Обновление ПО доступно через сеть сервисного обслуживания или частные мастерские. Некоторые производители предлагают услугу обновления ПО самим пользователям, часто в автоматизированном режиме.

Содержимое области данных также важно для нормального функционирования аппаратуры.
Калибровочные данные необходимы для тонкой настройки аппаратуры в соответствии с действующими стандартами и условиями работы (уровень принимаемого сигнала сотовой сети, мощность передаваемого сигнала, электрические параметры батарей и зарядных устройств, уровни громкости звучания и т.д.). Серийный номер и данные о блокировках относятся к функциям защиты, например, от несанкционированного использования телефона в случае утери или кражи.
Нарушение целостности этих данных может быть причиной как сбоев в работе аппарата, так и частичного либо полного отказа. Причины же самого нарушения в данных могут быть различными: упомянутые выше ошибки в П.О., аппаратные неисправности (чаще всего механические повреждения, либо последствия попадания жидкости), нештатные режимы работы (выключение «сдергиванием» аккумулятора, сбои в работе приложений от сторонних разработчиков). Такие неисправности в большинстве случаев устраняются только с применением специализированных сервисных программ и оборудования.

Стоит отметить, что предложенное описание весьма упрощенное и предназначено лишь для получения общего представления о структуре системной памяти телефонов. У каждого производителя существуют собственные разработки в области П.О., и они постоянно совершенствуются. Прежде всего это касается средств безопасности, реализация которых очень различается как между производителями, так и между разними поколениями и линейками устройств одного производителя. Кроме того, большинство современных телефонов имеют набор мультимедийных и других дополнительных функций, что вносит дополнительные усложнения и аппаратную часть, и в структуру П.О.

Теперь об упомянутых в самом начале статьи заблуждениях касательно «прошивок».
Телефон это (очень упрощённо) процессор и набор периферийных устройств. Процессор работает, выполняя инструкции в определённой последовательности, т.е. согласно программе. Программа же пишется для конкретной модели аппарата в соответствии с конструкцией, т.е. имеющимися аппаратными ресурсами (периферийными устройствами).
Телефон, имеющий какие-либо повреждения аппаратной части, может работать некорректно либо не работать вообще. Внешние проявления при этом могут быть очень похожи на симптомы при программных сбоях. Повреждение, например, цепей фотокамеры (что эквивалентно отсутствию камеры) естественным образом вызывает её неработоспособность. И совершенно понятно, что обновление П.О. в таком случае не поможет. Невозможно также «научить» телефон принимать эфир FM-радиостанций или «прошить на функции» (добавив Bluetooth, например), если нет соответствующих узлов в схеме аппарата.

Что касается увеличения громкости или памяти и прочих модификаций. В некоторых случаях есть возможность изменить калибровочные данные. Можно удалить некоторые стандартные файлы в памяти телефона. Можно заменить стандартную графику, модифицировать меню, иногда активировать некоторые скрытые пункты. Для всего этого существуют программы, написанные энтузиастами. Обычно всё работает, но никто не дает никаких гарантий. Есть риск как возникновения сбоев в работе модифицированной прошивки, так и сбоев уже на этапе применения модификаций. Потому при ремонте используются файлы со стандартным ПО (без каких-либо изменений), предоставляемые производителем аппаратов или сервисного оборудования.


Последняя правка текста 16 сентября 2012г

к началу страницы    к списку статей    на главную